Пояснение о структуре мантра джапа видхи

Мантра джапа видхи ("видхи" — विधि многозначное слово, в контекстах традиционного ритуала у шайвов и шактов означает чаще "руководство" или "последовательность правил", а также "делание хорошей работы". - прим. перев.) — обычно состоит из частей, которые называются "анга".

Каждая мантра видхи обычно состоит из таких разделов:

  1. Паталы पटलं
    Это систематизированное знание о происхождении божества. Обычно передается гуру.
  2. Паддхати पद्धति
    Мантры, как делать джапу, пуджу и янтру. Последовательности призывов и ритуал.
  3. Кавача कवचं
    Защитная шлока. Она защищает плоды мантры и через это садхаку.
  4. Сахасранама सहस्रनामं
    Перечисление тысячи атрибутов.
  5. Стотра स्तोत्रं.
    Или "стути" -- ритуальное песнопение, в котором тоже могут содержаться важные мантры.

Пример из Нетра тантры:

Шри Бхайрава сказал: "Вследствие Твоей преданности, я раскрою пятичастное руководство Господа Маха Мртьюнджаи, что ранее не раскрывалось никому. Оно состоит из паталы, ритуальной последовательности, кавачи, прославления тысячи имен и гимна, вот части мантры. Садхака, что узнает это -- должен это скрывать."

Основные процедуры джапы мантры

Часть 1. विनियोगः Винийогах̣


(часто называется виньога, виньйога или винийога).

Установление цели джапа мантры божества. Бывает нескольких видов. अभीष्ट सिद्ध्यर्थे - абхӣшт̣а сиддхйартхэ : с целью исполнения желания или нескольких желаний.

चतुर्वर्ग सिद्ध्यर्थे - чатурварга сиддхйартхэ : с целью решения четырех основных задач, также называемых пурушартхами. Это дхарма (правда), артха (благосостояние), кама (желаемое) и мокша (освобождение).

देवता प्रीत्यर्थे - дэвата̄ прӣтйартхэ : для удовлетворения божества которому принадлежит мантра.

दर्शनभाग्य सिद्ध्यर्थे - дарш́анабха̄гйа сиддхйартхэ : для получения лицезрения богоявления, даршана, в результате мантра джапы.

गुरूराज्ञाय - гурӯра̄джн̃а̄йа : потому что так сказал гуру.

Винийога состоит из поминания риши - провидца мантры, чхандас - поэтического размера мантры, семени - биджи, силы - шакти и замка - килаки. Они визуализируются и поминаются как части ршьяди ньясы.

Часть 2. ऋष्यादि न्यास р̣шйа̄ди нйа̄са

Процедура разворачивания винийоги в нашем теле называется ршьяди ньяса. Это телесная интериоризация винийоги перед тем как будет делаться мантра.

ऋषिः риши. формула - ऋषये नमः शिरसि р̣шайэ намах̣ ш́ираси
Тот кто первым провидел мантру и получил её плод после достижения результата - сиддхи, тот называется риши мантры. Его или Ее помещают на верх головы касанием макушки или верха лба ладонью правой руки или соединенными большим и безымянным пальцами.

Макушка головы представляет сахасрару, проход в причинное тело, которое взаимодействует с божественным всеприсутствием. Благодать нисходит через сахасрару в тело и инициализирует остальные шесть центров - чакр присутствующих в теле. Риши находится на уровне божественного всеприсутствия и мы призываем его даровать благодать и помощь в реализации мантры так, как он это совершил первым. Но это на нас самих лежит ответственность за верное следование проложенным путем!

छन्दः - чхандас. Формула - छन्दसे नमः मुखे чхандасэ намах̣ мукхэ.
Ведийский стихотворный размер, или поэтический размер, которым изложена мантра. чхандас относится либо к самой мантре, либо к ее уддхара шлоке — инициализирующему стиху, в котором раскрывается как сделана мантра. Произнесение мантры в нужном ритме утверждается в винийоге. В чхандас заложены тайны и откровения скрытые в мантре. Для утверждения в чхандасе мы касаемся губ и носа четырьмя пальцами, либо мудрой как передается. Джапа синхронизируется с дыханием и рецитируется не сколько словами, столько умом.

देवता - дэвата̄. Формула - देवतायै नमः हृदि дэвата̄йаи намах̣ хр̣ди
Девата или божество связанное с мантрой. Для утверждения деваты указательный, средний и безымянный пальцы кладутся на сердце (или как передается, прим. перев.). Это означает что мы удерживаем божество в своем сердце и желаем установить постоянную связь глубокой любовью, полным доверием, самоотдачей и привязанностью.

बीज - бӣджа. Формула - बीजाय नमः गुह्ये bījāya namaḥ guhye.
Биджа это семя мантры. (прим. перев. это совершенно буквально. Из этого семени и растет божество тантрической практики). Биджа размещается на гениталии с помощью таттва мудры — большой палец и безымянный соединены вместе.

शक्ति - шакти. Формула - ш́актайэ намах̣ па̄дайох̣
Шакти - это компонент могущества и силы мантры, отвечающий за результаты и их проявление. Шакти биджа ставится на ноги и символизирует процесс проявления силы мантры "куда бы ты ни пошёл".

कीलक - кӣлака. Формула - कीलकाय नमः नाभौ кӣлака̄йа намах̣ на̄бхау
Килака это буквально "клин" или "замок". (в прямом смысле в русском слове "заклинание", прим. перев.). Килака это то за что закреплена мантра. Эффекты мантры замыкаются килака биджей. Эта биджа дает привкус всем результатам мантры. Килака ставится на пупок таттва мудрой.

Пупок представляет в духовном смысле родовое соединение с божеством и установление такой связи прямо связано с благоприятными результатами мантра джапы. С областью пупка связана манипура чакра, она поддерживает огонь и ответственность внутри нас, способность пробраться сквозь закоулки кармы и получить желаемое и обещаемое мантрой.

जपे विनियोगाय नमः सर्वाङ्गे джапэ винийога̄йа намах̣ сарва̄н̇гэ
Вся винийога применяется на тело сверху донизу скользящим движением ладоней рук от макушки головы до ног по сторонам тела, или же круговым движением рук с вытянутыми ладонями.

Это делается для вовлечения всего тела в джапу мантры и понимание полного потенциала процесса.

Часть 3. Кара ньяса. करन्यासः каранйа̄сах̣

Само слово "ньяса" или нйа̄са означает "воплощение", размещение в теле, интернализацию или делание чего-то частью себя. Слово "кара" означает руку или ладонь. Процедура кара ньясы делается с помощью мудр, перстосложения, и означает размещение мантры внутри нас самих.

Мы используем наши руки и жесты для того чтобы подозвать кого-либо, или же для того чтобы попросить кого-то уйти. В контексте ритуала, божество в форме мантры призывается чтобы стать частью нас и слиться с нашими пятью пранами - пан̃ча пра̄н̣а पञ्च प्राण, пятью жизненными ветрами, что являются частью нашего живущего тела и благодаря которым производятся наши действия.

Кара ньяса также привязывает пальцы рук полностью к процессу джапы мантры и ограничивает руки только этой деятельностью (пока ритуал джапы не завершен, из ритуала еще нужно уметь выходить, прим. перев). Сила мантры после этого находится совершенно буквально в наших руках после того как кара ньяса завершена.

Начиная с большого пальца и завершая обратной стороной ладони, совершаются караньяса мудры. Завершения мантр — мантра паллавы, обычно соответствуют тем что в анганьясе. Они приведены ниже. Иногда вся кара ньяса совершается с паллавой "намах̣".

अङ्गुष्ठाभ्यां नमः ан̇гушт̣ха̄-бхйа̄м̣ намах̣
Мантре и девате совершается поклонение с помощью указательного пальца проводящего вниз (или вверх, или на каждой фаланге - трижды - в зависимости от того как передано гуру). При этом часть мантры входит в большой палец.

तर्जनीभ्यां स्वाहा тарджанӣ-бхйа̄м̣ сва̄ха̄
Совершается полная самоотдача с чистым намерением - сва̄ха̄, это предлагается мантре и божеству одновременно с проведением большим пальцем по внутренней стороне указательного. При этом часть мантры входит в указательный палец.

मध्यमाभ्यां वषट् мадхйама̄-бхйа̄м̣ вашат̣
Восклицанием утверждения преданности и полной самоотдачи мантре совершается заявление свидетельствования (вашат̣) для того чтобы получить благодать нужную для достижения желанных целей. Кончиком большого пальца проводится по внутренней стороне среднего и при этом часть мантры входит в средний палец.

अनामिकाभ्यां हुँ ана̄мика̄-бхйа̄м̣ хум̐
Защита (биджа хум̐) от вредных эффектов мантры и для обеспечения результатов джапы производится ньясой через проведение большим пальцем по внутренней стороне безымянного пальца и при этом часть мантры входит в безымянный палец.

कनिष्ठिकाभ्यां वौषट् каништ̣хика̄-бхйа̄м̣ ваушат̣
Восклицанием свидетельства чудесной силы мантры и божества совершается ньяса проведением большим пальцем по внутренней стороне мизинца, при этом часть мантры входит в мизинец.

करतलकरपृष्ठाभ्यां फट् кара-тала-кара-пр̣шт̣ха̄-бхйа̄м̣ пхат̣
Биджа пхат̣ развеивает все сомнения и задержки в получении результата от мантры, убирает все негативные эффекты. Ньяса совершается соединением обратных сторон ладоней и всех обратных сторон пальцев (или попеременным поглаживанием обратных сторон ладоней каждой рукой, если так передано с мантрой).

Часть 4. Шаданга ньяса. षडङ्ग न्यासः шад̣ан̇га нйа̄сах̣

Размещение частей мантры на шести органах тела называется шаданга ньяса. Шад - это шесть, анга - это часть тела, а ньяса - это размещение и воплощение. Божество в форме мантры должно слиться с телом и обитать внутри него. Эта ритуальная процедура повторяется (если так передано) и после джапы мантры и дхьяны чтобы не терять связь с божественой сущностью и благословение полученное через джапу мантры.

हृदयाय नमः хр̣дайа̄йа намах̣
Приветствие предлагается мантре и божеству с мудрой из соединенных указательного, среднего и безымянного пальцев положенной на сердце. Часть мантры входит в сердце и так утверждается привязанность к ней.

शिरसे स्वाहा ш́ирасэ сва̄ха̄
Полная самоотдача с чистым намерением (сва̄ха̄) предлагается мантре с помощью ладони (или соединенными средним и безымянным пальцами), помещенной на голову. Часть мантры поглощается в сахасраре на макушке головы.

शिखायै वषट् ш́икха̄йаи вашат̣
Восклицание приверженности и полной самоотдачи утверждается мантрой свидетельства (вашат̣), чтобы получить благодать удовлетворения желаний. При этом касаются задней части головы большим пальцем отогнутым назад. (Шикха - это часть головы где завязывается ритуальный узел из волос, собственно он так и называется.) Таким образом часть мантры поглощается в аджня чакре. Разум и тело получают приказ впитать мантру.

कवचाय हुँ кавача̄йа хум̐
Защита с биджей хум̐ производится ньясой через проведение скрещенными руками по всему телу. Мы утверждаем таким образом что божественная сила мантры защищает наше тело все время и наше тело получит благоприятный результат от рецитации мантры.

नेत्रत्रयाय वौषट् нэтратрайа̄йа ваушат̣
Восклицание свидетельства чудесной силы мантры совершается с ньясой одновременно касающейся двух глаз и междубровья, так что кончики указательного, среднего и безымянного пальцев образуют треугольник. Тело получает приказ полностью пробудиться и свидетельствовать божественную милость таким образом.

अस्त्राय फट् астра̄йа пхат̣
Распыление всех сомнений и задержек в выполнении мантры совершается ньясой через соединение среднего и указательного пальцев и троекратный удар ими о ладонь второй руки.

Часть 5. दिग्बन्धन дигбандхана

Связывание направлений против любых влияний.

Формула - भूर्भुवस्सुवरोमिति दिग्बन्धः бхӯр-бхува-ссуваром-ити диг-бандхах̣

Слово бхӯр представляет Землю, а также царство материи, и плотное тело. Слово бхувах̣ представляет Воздух, а также Небо, причинное тело. свах̣ представляет непроявленное, невоспринимаемое. Это древнее ведийское заклинание всех триад, которое помогает сфокусироваться на джапе и садхане.

Часть 6. Дхьяна. ध्यानं дхйа̄нам̣

Медитация на форме божества это дхьяна. (Собственно происходит "наоборот" - если все сделано правильно, божество дарует дхьяну). Для помощи в созерцании часто используется дхьяна шлока. Она читается мысленно и при этом мы созерцаем открывшуюся нам форму божества. Для сохранения влияния различных аспектов божественной формы поминается оружие божеств, и способы их использования, это помогает преодолеть трудности на пути к успеху.

Дхьяна шлока повторяется один раз и после того как завершена джапа для того чтобы поблагодарить божество за благословение и за дозволение рецитировать мантру. Эта шлока также служит формой заявления по которому божество проливает свою милость в течение всего времени.

Часть 7. Панчапуджа. पञ्चपूजा

Панчапуджа (пятичастное приношение) — это умственная процедура (которая может иметь наружную ритуальную форму, прим. перев.). Она служит для призывания пяти элементов как внутри тела, так и снаружи. Через эту процедуру обеспечивается помощь пяти стихий в мантра джапа садхане. Призываются биджи Земли, Пространства, Воздуха, Огня и Воды, и заключаются биджей Божественной Матери Сарасвати, чтобы они помогли в проведении оставшихся процедур пуджи. Для каждого элемента-стихии существует мудра (перстосложение), и божеству предлагается символическое приношение. В такой умственной пудже также делается очищение элементов составляющих тело - бхута шуддхи. В формуле призыва стихий для мужских божеств мы склоняем слово "атма" в мужском роде - "а̄тманэ", а для женских божеств — в женском "а̄тмика̄йаи". Ниже дан призыв как если бы мы делали Деви панчапуджу.

लँ - पृथिव्यात्मिकायै गन्धं समर्पयामि/कल्पयामि नमः
лам̐ - пр̣тхивйа̄тмика̄йаи гандхам̣ самарпайа̄ми/калпайа̄ми намах̣

Биджа лам̐ लँ — относится к элементу Земли, Притхиви, Бху, плотной материи из которой мы состоим. С жертвенной формулой мысленно предлагается сандаловая паста с размещением на нижней фаланге мизинца обеих рук. Элемент Земли визуализируется (прим. перев. - не специально, если сам не визуализируется — не надо его специально воображать. Постепенно получится.) от стоп до коленей.

हँ - आकाशात्मिकायै पुष्पैः पूजयामि/कल्पयामि नमः
хам̐ - а̄ка̄ш́а̄тмика̄йаи пушпаих̣ пӯджайа̄ми/калпайа̄ми намах̣

Биджа хам̐ हँ — относится к Пространству, Эфиру, Акаше и всем пустотам внутри нашего тела. Мы предлагаем мысленно цветы, размещая их в основании большого пальца, с помощью указательного. Кончиком указательного пальца замкните основание нижней фаланги большого пальца буквой "О". Эта биджа визуализируется от середины междубровья до брахмарандхры - макушки головы.

यँ - वाय्वात्मिकायै धूपमाघ्रापयामि/कल्पयामि नमः
йам̐ - ва̄йва̄тмика̄йаи дхӯпама̄гхра̄пайа̄ми/калпайа̄ми намах̣

Биджа йам̐ यँ — относится к Воздуху, Вайю и дыханию, пране, содержащемуся в теле. Мы мысленно предлагаем дхуп - благовоние через размещение в основании указательного пальца с помощью большого. Биджа визуализируется на пространстве от сердца до междубровья.

रँ - अग्न्यात्मिकायै दीपं दर्शयामि/कल्पयामि नमः
рам̐ - агнйа̄тмика̄йаи дӣпам̣ дарш́айа̄ми/калпайа̄ми намах̣

Биджа рам̐ रँ — относится к Огню, Агни, который обеспечивает температуру тела. Мы мысленно предлагаем зажженную лампаду через размещение кончиком большого пальца в основание среднего пальца. Биджа визуализируется на пространстве от пупка до сердца.

वँ - अमृतात्मिकायै अमृतं महानैवेद्यं निवेदयामि/कल्पयामि नमः
вам̐ - амр̣та̄тмика̄йаи амр̣там̣ маха̄наивэдйам̣ нивэдайа̄ми/калпайа̄ми намах̣

Биджа вам̐ वँ — относится к Воде, Джале, Амрите, всем жидкостям тела. Вода предлагается мысленно, через размещение кончиком большого пальца в основании безымянного. Биджа визуализируется от колен до пупка.

सँ - सर्वात्मिकायै सर्वोपचार पूजाम् समर्पयामि/कल्पयामि नमः
сам̐ - сарва̄тмика̄йаи сарвопача̄ра пӯджа̄м самарпайа̄ми/калпайа̄ми намах̣

Биджа Сарасвати сам̐ सँ относится ко всем тонким элементам тела, и всем известным и неизвестным формам поклонения, что могут быть предложены. Это предлагается через сложенные в анджали мудре (молитвенный жест со сложенными ладонями, большие пальцы указывают на сердце, если иное не указано гуру, прим. перев.) руки и самоотдачу божеству. Призывом этой биджи очищается душа и распускаются узлы плохой кармы в контексте процедуры бхута шуддхи.

Часть 8. Мантра. मन्त्रः

Теперь можно приступать к рецитации. Самое важное — понимать что мантра и божество не отличаются друг от друга. Мы испрашиваем благодати божества через акустическую реализацию божественной формы. Джапа может делаться с помощью чёток - мала, или же счетчиком служат пальцы рук. Типичная джапа выполняется кратным 108 повторением мантры.

Если другое не сказано гуру, мантра повторяется мысленно, с закрытым ртом. Каждый слог мантры должен отчётливо артикулироваться, спешка не допускается, замедление тоже. Джапа не выполняется на скорость. Для обретения внутреннего спокойствия мантра синхронизируется с дыханием, но так не делают если решается задача пурашчараны (тогда допустимо многократное произнесение мантры за цикл дыхания, прим. перев.). (Пурашчарана — это ритуальная процедура освоения мантры.). Мантра садхана не делается без наставления гуру.

Часть 9. Дигвимоках̣ दिग्विमोकः

Распечатывание направлений. Процедура открытия себя влияниям извне.

Формула: भूर्भुवस्सुवरोम् इति दिग्विमोकः бхӯрбхувассуваром ити дигвимоках̣

Все триады во всех трех мирах призываются для распечатывания древней ведийской жертвенной формулой.

Часть 10. Самарпан̣ам समर्पणम्

Полная самоотдача.

С глубоким почтением совершается полная самоотдача божеству взыскуя божественную милость для осознания результатов мантра джапа садханы совершаемой внутри вашего жилища. Правой рукой предлагается джала мудрой (большой палец в основании мизинца, ладонь открыта наружу) мужским божествам, левой рукой - женским, ладонь свободной руки поддерживает дающую как если бы вы проливали воду.

Выражаю сердечную благодарность Кришне Валапредди, собравшему глоссарий основных терминов тантрического ритуала, и любезно разрешившему перевести свои материалы на русский язык.

Евгений Че.

Подписаться на канал о янтрах и ритуалах в Telegram
17 июня, 2024
Техническая поддержка вашей ритуальной практики @indatext