Имя "Дурга" означает "труднодостижимая", или "Та которую невозможно достичь". Другая легенда говорит о происхождении имени Деви в результате победы над асурой по имени Дургама. Деви Махатмья говорит об этом в перечислении будущих реинкарнаций богини:
तत्रैव च वधिष्यामि दुर्गमाख्यं महासुरम् ।
दुर्गा देवीति विख्यातं तन्मे नाम भविष्यति॥
"А потом я убью великого асуру по имени Дургама, и поэтому стану известна как Дурга."
В Каши кханде Сканда пураны и в Девибхагавате есть две санскритизированных версии этого мифа, а в средневековом бенгальском сочинении "Кали-кайвальядаини" есть целый раздел посвященный битве Дурги и Дургамасуры. Есть даже средневековая бенгальская пьеса "Джагаддхатри", заимствующая этот текст в качестве сюжетной линии.
В соответствии с Девибхагаватой, Дургамасура был сыном Руру, рожденным в династии Хираньякши. Он получил от Брахмы четыре Веды и это дало ему способ ограбить весь мир от смыслов, содержащихся в ведийских мантрах. В результате все яджни-жертвоприношения остановились и процесс творения мира замер. Боги лишились сил, поскольку они пополняются жертвоприношением, а бессилие богов отразилось в чудовищной засухе поразившей весь мир. Боги смогли вызвать Высшую Мать чтобы она вмешалась в форме стоокой богини проливавшей слезы девять дней, чтобы заново напоить землю и эта богиня почитается под именем Шатакши. После того как земля была напоена, она по своей благодати произвела все возможные формы фруктов и овощей из своего тела, и поэтому она почитается как Шакамбхари. Закончилось все ужасающей битвой между Дургамасурой и армией Махавидий, созданных из тела Деви.
Сканда пурана не содержит упоминания о Шатакши-Шакамбхари, но зато вводит драматический эпизод когда Деви посылает роковую женщину по имени Каларатри (Ночь смерти) в качестве посланницы к похотливому царю демонов, с целью заманить того в собственную смерть. Кали Кайвальядаини расширяет армию Деви восемью матриками, восемью найиками, девятью формами Дурги, девятью формами Кали, десятью Махавидьями, Джагаддхатри, 64-мя йогини и другими воинственными женскими формами.
Это повествование нужно читать в тантрическом ключе. Исчезновение Вед в руках Дургамасуры, чье царствование пришлось на переходное время между двапараюгой и калиюгой, относится к тантрическому утверждению о недейственности ведийских мантр в калиюгу. Только Деви может избавить от такого кризиса в таких всеобщих формах как Махавидьи, что излагается в агамах.
На картине Веды пойманы между зубов Дургамасуры, символизирующего полноту неведения. Однако, в изобржении Махавидий, художник отклонился от описаний в Девибхагавате или Кали-кайвальядаини. В строгом понимании шактистских тантр, Махавидьи -- это сама Деви во всей полноте. Каждая Махавидья -- полная всесильная Адьяшакти. Каждая Махавидья - пурна, а не амша. Это отличает их от аватаров мужских божеств. Поэтому центральная фигура на картине это Адишакти, которой в ее полноте мужские принципы поклоняются женским: Бхайрава Махакал как Кали, Саджьота Махакал как Таре, Камешвара как Трипуре Сундари, Трьямбака как Бхуванешвари, Дакшинамурти как Трипуре Бхайрави, Кабандха Шива как Чхиннамасте, а "неБхайрава" как вдове Дхумавати (представленной кольцом дыма), Экавактра как Багаламукхи, Матанга Шива как Матанги, а Садашива и Махавишну поклоняются Камалатмике и Махалакшми.
На картине мы видим как высшая Дурга нисходит в тело садхаки как гигантская форма воительницы вместе с восемью Матриками, танцующими вокруг нее. Эти восем Матрик дают начало 64-м йогини, в свою очередь давая по 8 форм каждая. Эти йогини способны давать собственные формы и их число увеличивается до 64 крор.
Вестница Деви ко двору Дургамасуры -- не кто иная как Каларатри, Ночь Смерти, или та что приводит к концу саму смерть. Ослепленный неведением, Дургамасура не распознает ту что держит три отнятых главы Брахмы, Вишну и Рудры, другими словами Ту что свидетельствовала уничтожение миллионов вселенных. Каларатри танцует на отделенной голове Дургамасуры как воплощенная Великая Смерть Мироздания. Однако, поскольку при этом снисходит благодать Ади Парашакти, смерть становится священным ритуалом жертвоприношения, а неведение исчезает в ослепительном расширении освобождающего просветления.
Я сердечно благодарен Свами Виджаянанду за науку, позволившую изучать тантрические паддхати, и художнику Аргхье Дипте Кару за пояснение инициатической картины "Дургамасура самхантри".