Технически термин "индуизм" это колониальное наследие исторически недавних времён британского мандата над Индией (British Raj), а придумал его сотрудник Британской Ост-Индской компании Раммохан Рой. Он был платным политическим агитатором Компании. Раммохан Рой был индийцем благородного происхождения и является одним из основоположников индийского национализма. Раммохан Рой основал общество "Брахмо самадж", и выполнял некоторые щекотливые задачи британского колониализма по "цивилизации" традиционной индийской ритуальной практики, которые другим путём англичане выполнить не могли.
В 1816 году Раммохан Рой придумал термин "индуизм" для обозначения будущей реформированной единой индийской религии, под которую реформаторы попытались затолкнуть усечённые версии традиционных исповеданий. Это вызвало упорное сопротивление традиционалистов, и в 1864 году Чандранатх Басу в противовес "индуизму" Брахмо Самадж вышел с обозначением "хиндутва" как разнообразия традиционных исповеданий, и в самой Индии этот термин широко используется в том числе неонационалистами (не путать с неонацистами, такие в Индии тоже есть и это последователи Босе, а не Басу.)
В англоязычной пропаганде был укоренен термин "индуизм", и под ним понимается "санатана дхарма", которая преподавалась молодому поколению индийской элиты в британских и "англизированных" колледжах, и имеет мало общего с традицией. Англизированная версия "санатана дхармы" не имеет общего с доктринами коренной индийской традиции и является попыткой культурной колонизации Индии. Любопытно, что в русском дореволюционном термин "англизированный" означал "с подрезанным до последней степени хвостом" в отношении лошади. "Санатана дхарма" это кастрированный "индуизм", который сам по себе тоже был средством колонизации.
Как общее название для индийских учений Кабир, и позднее Чайтанья Махапрабху, и философы 14-го века в Виджаянагаре, использовали термин "хинду дхарма" противопоставляемый "тюркской дхарме" - "турука дхарма", это широкие культурные термины, не обозначавшие никаких конкретных учений.
По-настоящему, до сих пор существует огромное разнообразие традиционных исповеданий, сампрадай. Сампрадая буквально означает "следование". Такое следование состоит из учеников-последователей живого гуру, являющегося наследником знаний и учителем той или иной традиционной школы и философии. Только шакта-сампрадай в одной только Керале около двух десятков. Систематическое изложение последовательности традиционных индийских вероучений и философий приводится в одной из агам вирашайвов — Парамешвара агаме, в первой главе. Это конечно же не единственная классификация, и это то как видят системы традиционных учений сами вирашайвы. Вирашайвизм основывается на двадцати восьми агамах, излученных Ишана ликом Бхагвана Шивы.
Согласно списку Паушкара Агамы существует десять шайвагам и восемнадцать рудрагам, к последним и относится Парамешвара агама. Этот текст представляет собой диалог между Бхагваном Шивой и богиней Парвати. В ритуальной части агама предписывает ведийское следование традиции, совмещенное с агамическим (тантрическим) подходом, т.е. пятичастной жертвой-яджней под общем названием пашупата-врата. Он состоит из самоограничения, действия, джапы, дхьяны и знания. Подробно пашупата-врата описывается в Вайявийя самхите Шива Махапураны. Описание данное в Парамешвара агаме совпадает с описанием в Сиддханта Шикхамани (9.21-24). Описанный пятичастный ритуальный способ исповедания показывает, что в агама тантре внутренний процесс важнее внешнего ритуала. Природа внутреннего ритуала (Антаръйага) раскрывается подробно в Девикала уттара шайва агаме.
Внешний ритуал вирашайвов ярко отличается от других шайва сампрадай тем, что последователям этого традиционного учения предписывается носить на себе ишталингу, ритуальный предмет вручаемый только гуру после линга-дикши. Вирашайва носящий ишталингу без линга-дикши это не настоящий преданный. Второй существенной частью ритуала вирашайвов является постоянное повторение панчакшара мантры чтобы получить благодать Бхагвана Шивы.
Теперь, когда мы больше знаем о том кто такие вирашайвы, вернёмся к описанию традиционных доктрин.
Перечисление начинается с седьмой шлоки первой главы ПА в следующем порядке философских школ: Саугата, Вайдика, Саура, Вайшнава.
Саугата подразделяется на пять учений: Бауддха, Саугата, Чарвака, Джайна, Архат. Все они разделяют учение о пустоте-шунье. "Таре туттаре таре сваха" является важнейшей мантрой среди этих учений. Учения эти следуют Ведам и Брахмагаятри является ежедневным священным гимном.
В учении Саура важнейшим гимном также является гаятри, посвященная Сурье. Учений сауров тоже пять: Вайкартана, Адитья, Паушна, Мартандья и Саура. Наивысшим божеством сауров является Сурья, котором поклоняются как Адхипати, верховному Господу.
Выше учения сауров ПА ставит учение вайшнавов. Важнейшим их гимном ПА называет вайшнава гаятри. Вайшнавских доктрин тоже пять: Гопала, Нарасимха, Рама, Кришна, Нарайяна.
Выше философского учения вайшнавов ПА ставит семь учений шайвов: Вирашайва, Анадишайва, Адишайва, Анушайва, Махашайва, Йогашайва и Джнянашайва. Наивысшим среди них разумеется считается вирашайва.
Кроме того ПА называет семь школ ганапатьев: Ганапатья, Вирабхадра, Бхайрава, Шарабха, Нандикеша, Каумара и Пайшача. Внутри них есть восемь разных школ ганапатьев, семь школ Вирабхадры, восемь Бхайравы, пять Шарабхи и по три в каждой из школ Нандикеши, Каумары и Пайшачи.
Кроме шести разных философий перечисленных выше, есть шесть тантрических школ: Вирашайва, Вайшнава, Шакта, Саура, Винаяка (Ганапатья) и Капала. Последователь любой их них должен строго следовать путём своей собственной тантры, потому что смешивание различных доктрин в тантре строго запрещено.
Вот так, никакого фьюжена в тантре не бывает.
Тантрическими шайва учениями называются Шайва, Пашупата, Сома и Лакула. В первом есть школы Анадишайва, Адишайва, Махашайва, Анушайва, Авантарашайва, Йогашайва и Вирашайва. Посвященный в одну из них не должен следовать ритуалу других, они не должны смешиваться. Точно тот же принцип относится к вайшнавским тантрам перечисленным как: Гопала, Панчаратра, Нарасимха, Вайшнава и Нарайяна. Шакта тантра делится на четыре школы: Нитья, Анитья, Шабара и Шакти. Саура тантра делится на Брахма, Индра, Савана и Сурья. Поклонение божествам этих тантрических учений не должно перемешиваться. Гетеродоксальными учениями являются Архат, Чарвака, Бауддха и Джайна. Тантрических школ капаликов называется четыре: Ниришвара, Сешвара, Капала и Бхайрава. Из всех наилучшей тантрической школой ПА называет вирашайву.
Литература: Парамешвара Агама, пер. на англ. д-ра Рама Гхосе, санкскр. текст под ред. пандита Враджаваллабхи Двиведи, директора шайва бхарати шодха пратиштханы, Варанаси, 2004.
Я благодарен за наставления Свами Виджаянанду и Шри Сайрамджи Говиндараджу.