Про гаятри чхандас и гаятри мантру

Из раздела:
Сарасвати и Гаятри

Чхандас исторически делится на старый и новый. Старый это вайдика чхандас, он в ведийских песнопениях и рецитации ведийских мантр. Новый это лаукика чхандас — "низкий", то есть весь остальной. Парадоксально, но "старый" проще, потому что в нем считаются только слоги в каждой паде, "стопе" стиха. А в "низком" чхандасе все сложнее. В нем учитывается и количество слогов и последовательности лагху-гуру слогов. Короткие слоги - лагху, длительные по произношению — гуру.

Гаятри мантра читается по правилам старого чхандаса. В мантре читаемой в размере гаятри должно быть 24 слога, по 8 слогов в каждой из трех пад. Например — первый гимн Ригведы, посвященный Агни читается как гаятри чхандас.

अ॒ग्निमी॑ळे पु॒रोहि॑तं य॒ज्ञस्य॑ दे॒वमृ॒त्विज॑म् । होता॑रं रत्न॒धात॑मम् ॥

अ॒-ग्नि-मी॑-ळे-पु॒-रो-हि॑-तं (8)
य॒-ज्ञ-स्य॑-दे॒-व-मृ॒-त्वि-ज॑म् (8)
हो-ता॑-रं र-त्न॒-धा-त॑-मम् (8)

а̱-гни-мӣ̍-л̤э-пу̱-ро-хи̍-там̣ (8)
йа̱-джн̃а-сйа̍-дэ̱-ва-мр̣̱-тви-джа̍м (8)
хо-та̄̍-рам̣ ра-тна̱-дха̄-та̍-мам (8)

Старый чхандас более снисходителен к нарушению ритмики, чем новый, думают современные востоковеды и ориенталисты. Они так думают, потому что существует ничрдгаятри чхандас - из 23х слогов, именно им произносится Савитр гаятри мантра, популяризованная неохинду как универсальная затычка от хлопот. И в данном случае — они не очень далеки от истины, заблуждаясь только относительно природы хлопот. Но, обо всем по-порядку.

В первой паде Савитр гаятри из третьей мандалы Ригведы действительно только семь слогов.

तत्स॑वि॒तुर्वरे॑ण्यं॒ भर्गो॑ दे॒वस्य॑ धीमहि । धियो॒ यो न॑: प्रचो॒दया॑त् ॥
(RV. 3.62.10)

त-त्स॑-वि॒-तु-र्व-रे॑-ण्यं॒ (7)
भ-र्गो॑-दे॒-व-स्य॑-धी-म-हि (8)
धि-यो॒-यो-न॑: प्र-चो॒-द-या॑त् (8)

та-тса̍-ви̱-ту-рва-рэ̍-н̣йа̱м̣ (7)
бха-рго̍-дэ̱-ва-сйа̍-дхӣ-ма-хи (8)
дхи-йо̱-йо-на̍: пра-чо̱-да-йа̄̍т (8)

Но как так вышло, что сама гаятри мантра потеряла один слог, хотя ей принадлежит главный чхандас? Об этом конечно лучше всего спросить у автора — риши Вишвамитры, который провидел Савитр гаятри как ничрдгаятри чхандас. Сделать это сложновато, поскольку он сейчас в буквальном смысле слова на небесах и горит звездой, известной с нашей стороны как той что между Дхрува Уттанападой (Тубан) и созвездием Саптабрахмариши (Большая Медведица). В современной звездной номенклатуре звезда Вишвамитра это скорее всего Каппа Драконис. Откуда мы это знаем? В Махабхарате об этом проговорился Юдхиштхира. Обучавшийся у Дроны по мануалам составленным гуру Вишвамитры.

Еще раз. Гаятри - это в первую очередь не гаятри-мантра. Это гаятри-чхандас. Это большое семейство размеров, из которых "человеческим" является 24-х сложный. Вишвамитра конечно же это знал, но "провидеть" мантру это немного не то что вы делаете когда "читаете мантру из Интернета" воткакпрямщас. Это другое.

В каждом слоге мантры и соединении ее с высшей реальностью большое содержание, которое раскрывается далеко не сразу и требует инициализации посвященным. Поскольку 24-х сложную брахмагаятри людям передал сам Брахма, почему же в Ригведе первой мы видим 23-х сложную? Дело в том, что 24-х сложная гаятри считалась основой для брахманического магического оружия, и хранил её риши Васиштха. Он был брахманом, а с Вишвамитрой по ряду причин конфликтовал.

Существует легенда, согласно которой Васиштха брахманом Вишвамитру не считал, и тому есть основания. Мама Вишвамитры хотела чтобы сыночка был кшатрием. И это её намерение вызвало колоссально далеко идущие последствия, и привело потом к основанию шактистских тантрических линий передачи на юге Индии. В одной из этих линий и передается эта легенда.

Вишвамитра потребовал у Васиштхи брахмагаятри как оружие. Ту самую брахмастру, которую теперь показывают в кино как мантру убивающую детей во чреве матери. Итак, Васиштха счёл Вишвамитру недостойным этого знания, и сказал что вроде как тому предстоит долгий путь, и в конце мантра из трёх букв.

Почему Вишвамитра этим занялся? Почему Васиштха счёл того недобрахманом? Дело в том, что гуру Вишвамитры был никто иной как великий Джамадагни Бхаргава, потомок риши Бхригу. Его сын это как раз шестой аватара Вишну — Парашурама, от которого и происходит большинство южных шактистских тантр. И Парашурама родился воином. Джамадагни — автор величайшего учения об оружии и способах владения им — Аушанаса Дханурведы, той самой которую сыновьям Панду преподавал Дрона. Это учение было начато еще отцом Джамадагни. До нас оно не дошло, но его осколочки мы видим там и сям в виде "боевых искусств". В этой семье передавался лук Вишну — Шаранга. Тот самый которым воевал Бхагван Рама.

Васиштха также занимал место верховного пурохита царя Судасы, сместив с этого поста Джамадагни. А на аспирантах потерявшего влияние научного руководителя всегда приятно отыграться.

Семья и линия передачи у Вишвамитры были действительно милитаристские, и Васиштха это прекрасно понимал. Кроме того, Вишвамитра был во многом самоучкой, и был не просто риши, а раджариши, то есть оставившим царство ради знаний государем Каушики. Но Вишвамитра был чудовищно талантлив, одарён, настойчив, почитал великого гуру Джамадагни и обладал волей перед которой склонялись боги. Он спокойно воспринял отказ Васиштхи и создал ничрдгаятри чхандас. А заодно ту самую ничрдгаятри, у которой в первой паде семь слогов.

Именно эту мантру предписывается синхронизировать с дыханием в пранаяме мужчинам. Женщинам это делать не надо. Они за редким исключением — не воюют. Делать это нужно с древним ведийским префиксом - вьяхрити. Всего вьяхрити-мантр четыре, но в префиксе ничрдгаятри используются только три. Бхур, бхувах, сваха. Паузы в произношении ничрдгаятри имеют значение. Незамужним и неженатым предписывается делать цезуру — паузу после первого "ом", далее паузу после вьяхрити, далее паузы после каждой пады. Замужние и женатые не делают паузу между "ом" и "вьяхрити".

Длительность цезуры две матры, так что не частите. Благотворящий результат правильной джапы савитр гаятри мантры в том, что однократное чтение гаятри — гаятри кала, разрушает грехи одного дня. Одна мала джапы гаятри —- разрушает грехи одного месяца. Десять мала — разрушает грехи одного года, один лакх гаятри джапы — разрушает грехи настоящей жизни. Десять лакх — прошлой жизни. Сто лакх — всех рождений. Десять крор джапы савитур гаятри дают мокшу (Навама скандха, Девибхагаватам).

Гаятри мантра также предписывается для выполнения ежедневного трехкратного ведийского ритуала почитания Адитьи - Сурьи. Ведийский способ использует для этого 24 мудры, по числу слогов брахмагаятри. Но это доступно только брахманам. Более демократический тантрический способ использует джапу ничрдгаятри в количестве 1000 произнесений за одну ритуальную сессию после предложения воды Сурье. Если вы получили ничрдгаятри от посвященного ачарьи, то можете делать сразу, если нет — её можно впитать. Как? Об этом мы узнаем в следующем выпуске нашего журнала.

Я благодарен Свами Виджаянанду и Шри Сайрамджи Говиндараджу за знания, благодаря которым появилась эта статья.
Подписаться на канал о янтрах и ритуалах в Telegram
8 января, 2025
Техническая поддержка вашей ритуальной практики @indatext