Чтобы понять что такое гаятри, нужно сначала понять что такое "чхандас". Чхандас это веданга — одна из шести опор Вед, структурный способ их существования и передачи. Слово "чхандас" происходит от корня-дхату -chad-.
चद् आह्लादने दीप्तौ च
चन्दयती - "чандаяти" значит "услаждать". Поэтому:
छन्दयती आह्लादयती इति छन्दः То что приносит радость и усладу это чхандас
Второе значение слова "чхандас" это Веды. Веды известны как чхандас. Когда Панини говорит "чхандас" он подразумевает "Веды". Чхандас это принцип поэтического размера. Чхандас это стопы Ведапуруши, потому что это только благодаря ему любая мантра или шлока может "идти", то есть произноситься. Мы можем стоять только если опираемся на стопы. Точно также Веды "стоят" потому что есть чхандас. Ритм стихов делает возможным их запоминание и удерживание во внимании.
Для тантрической ритуальной практики чхандас это основа основ. Во время ршьяди ньясы сначала называется риши — провидец мантры, джапу которой собирается совершать практик, потом божество - девата, и потом обязательно — чхандас, просодический размер мантры или дхьяна-шлоки божества.
Например Пурушасукта. Риши - Нарайяна, девата - Пуруша (Универсальное существо), чхандас - ануштуп. Ануштуп - очень распространенный чхандас. Практически все сахасранамы — прославления тысячью имен различных божеств произносятся с помощью размера ануштуп.
Чхандас крайне важен, поскольку является самокорректирующим механизмом. Если ритм шлоки нарушен, значит что-то не так, где-то допущена ошибка. Во-вторых он важен потому что помогает запоминать с радостью. Не просто вбить в голову, а получить от этого удовольствие. Если вы не получаете удовольствия от рецитации мантры — вы делаете что-то не то и спросите об этом у вашего гуру.
По легенде чхандас был получен Гарудой от Шеша наги, когда Гаруда поймал Ади Шешу в момент, когда тот решил измерить Землю. Гаруду заворожил ритм размера бхуджангапраятам, и в этот момент Шеша сбежал обратно в мировой Океан. Гаруда обвинил Шешу в обмане, но тот высунул голову из Океана, и сказал: "Я же четыре раза предупреждал тебя что змей уходит" (в конце шлоки объясняющей бхуджангапраятам это слово повторяется четырежды, и буквально означает "змея уходит").
Чхандас это математика санскрита. Подробно об этом можно узнать в сочинении Пингалачарьи, посвященному чхандасу (150 до н.э.). В ней вы найдете и двоичное исчисление, и комбинаторику, все основы современных технологий, которые во времена ведийские почему-то подробно изучались. Например Блез Паскаль со своим треугольником образца 17 века, всего лишь повторил Меру прастару из сочинения Пингалачарьи из второго века до н.э.
Интересно также, что все математические сочинения древних индийцев — в поэтической форме, а отнюдь не в прозе. Важнейшим сочинением по ведийской математике является трактат Лилавати Бхаскарачарьи, где помимо прочего, объясняются и вопросы об измерениях выше трех. А практическое их постижение зависит от вашей способности в чхандасе, как это ни странно.
Каждая Веда обладает собственным самоучителем-приложением - пратищакхьей, в которой излагаются технические принципы передачи той или иной Веды, и сама такая передача называется "щакха", или "сакха", потому и "пратищакхья". Тот кто владеет методом передачи Веды называется щакхин. До наших дней дожили не все щакхи, но достаточно многие чтобы этим заниматься.
Гаятри чхандас объясняется в Ригведа пратищакхье. Гаятри в математике означает 24. Этимологически गायत्री trī — то что спасает, gāya - в процессе. Это то что спасает вас в процессе рецитации, при совершении джапы. В Брахма самхите говорится о том, как Брахма услышал флейту Бхагвана Вишну своими восемью ушами как слог "ом", и когда он повторил его сам как джапу — этот слог стал гаятри, этим он достиг просветления, этим он прошел посвящение как брахмана. Что это означает мы можем понять, прочитав Ригведа пратищакхью.
Гаятри — это не один размер. Это целое семейство размеров, доступных для рецитации в мирах богов, асуров, людских и других. В каждом из этих миров гаятри обладает разным количеством слогов. В мире богов гаятри состоит из одного слога. Поэтому Брахма слышал "Ом" от бхагвана Вишну. Брахма является творцом человеческой формы существования, наш "нижний" узел которым увязана в существование человеческая форма так и называется "брахма грантхи", если его полностью развязать — мы станем бессмертным или очень долгоживущим и бесполым существом, полубогом. Брахма передал гаятри в мир людей в 24-х сложной форме и в Ригведа пратищакхье мы видим что риши провидят гаятри в 24-х сложном размере. Асури гаятри — 15-ти сложный и к этому мы еще вернемся.
В следующей статье я расскажу почему так вышло, что гаятри в Ригведе не совсем 24-х сложный, и почему это важно для тантрической ритуальной практики. Поскольку гаятри мантра — обязательно связывается с пранаямой и это обязательная практика для мужчин-садхак (женщинам это делать не обязательно).
Спасибо за статью! Очень интересно и полезно)))