О полной Махамртьюнджая мантре

Shiva as Mrtyunjaya
**महामृत्युञ्जयमन्त्रः**
**маха̄мр̣тйун̃джайамантрах̣**

Одним из важнейших тантрических компендиумов дошедших до наших дней является сочинение "Мантрамаходадхи" Махидхары. О нём мы знаем из последней главы этой книги. Махидхара принадлежал к ватса готре. Его дедом был Катнакара, а его отца звали Пхану Бхатта. Автор отринул мир как несущественный. Он отправился в Варанаси для поклонения Нарасимхе. У него был сын по имени Кальяна. Многие учёные пандиты просили его собрать всё известное о мантрах в единую книгу. Это она и есть. Сочинение увидело свет приблизительно в 1588 году по грегорианскому счёту лет.

В шестнадцатой главе "Мантрамаходадхи" автор приводит полное описание тантрической ритуальной практики для древней ведийской мантры возвращающей жизнь — махамртьюнджая мантры. В санскритском издании Кхемараджи Шрикутнадаса (1973) она прямо названа "сандживани". Это важный момент. Махамритьюнджая и сандживани — это одна и та же мантра. Мне долго не давала покоя разница между Амртешвара Бхайрава траякшара мртьюнджаей из Нетра Тантры Кшемараджи, содержащейся также в другом варианте в Шарада Тилаке, и ведийской мртьюнджаей, содержащейся в Рудра сукте, в Ригведе (RV 7.59.12). Популярный вариант распеваемый по всему Интернету — это адаптированный ведийский вариант. Также существовала Мритьюнджая пурана, одна из упапуран — "меньших" пуран, но она утрачена.

Ригведийский текст выглядит так: त्र्य॑म्बकं यजामहे सु॒गन्धिं॑ पुष्टि॒वर्ध॑नम् । उ॒र्वा॒रु॒कमि॑व॒ बन्ध॑नान्मृ॒त्योर्मु॑क्षीय॒ मामृता॑त् ॥
трйа̍мбакам̣ йаджа̄махэ су̱гандхи̍м̣ пушт̣и̱вардха̍нам . у̱рва̱̄ру̱ками̍ва̱ бандха̍на̄нмр̣̱тйорму̍кшӣйа̱ ма̄мр̣та̄̍т ..

Популярный вариант — так:
ॐ त्र्यम्बकं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम् ।
उर्वारुकमिव बन्धनात् मृत्योर्मुक्षीय माऽमृतात् ॥
ом̣ трйамбакам̣ йаджа̄махэ сугандхим̣ пушт̣ивардханам . урва̄рукамива бандхана̄т мр̣тйормукшӣйа ма̄'мр̣та̄т ..

Тантрическая же полная махамртьюнджая (сандживани) мантра состоит не из 32, не из 33, а из пятидесяти (50) слогов.

ॐ हौं ॐ जूं सः भूर्भुवः स्वः त्र्यम्बकं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम् । उर्वारुकमिव बन्धनान् मृत्योर्मुक्षीय मामृतात् भूर्भुवः स्वरों जूं सः हौं ॐ

oṃ hauṃ oṃ jūṃ saḥ bhūrbhuvaḥ svaḥ tryambakaṃ yajāmahe sugandhiṃ puṣṭivardhanam urvārukamiva bandhanān mṛtyormukṣīya māmṛtāt bhūrbhuvaḥ svaroṃ jūṃ saḥ hauṃ oṃ

ом̣ хаум̣ ом̣ джӯм̣ сах̣ бхӯрбхувах̣ свах̣ трйамбакам̣ йаджа̄махэ сугандхим̣ пушт̣ивардханам урва̄рукамива бандхана̄н мр̣тйормукшӣйа ма̄мр̣та̄т бхӯрбхувах̣ сваром̣ джӯм̣ сах̣ хаум̣ ом̣

Эта мантра избавляет от грехов и бед. Её получил Бхаргава (Шукра) от Шамбху и так получил силу воскрешать Даитьев.

Риши этой мантры - Вамадева, Кахола и Васиштха. Размеры этой мантры как сказал Рудра — панкти, гаятри и ануштубх. Божества этой мантры - Садашива, Махамртьюнджая и Рудра. Хрим - это шакти, а шрим - биджа. Мантра применяется для осуществления желаемого.

(७-१२) Ршьяди ньяса:

(1) ॐ वामदेव कहोल वसिष्ठ नमः शिरसि  ом̣ ва̄мадэва кахола васишт̣ха намах̣ ш́ираси
(коснитесь макушки соединёнными безымянным и средним пальцами)

(2) ॐ पङ्क्ति गायत्रि अनुष्टुप् नमः मुखे  ом̣ пан̇кти га̄йатри анушт̣уп намах̣ мукхэ
(коснитесь губ соединёнными безымянным и средним пальцами)

(3) ॐ सदाशिव महामृत्युञ्जय रुद्र नमः हृदि ом̣ сада̄ш́ива маха̄мр̣тйун̃джайа рудра намах̣ хр̣ди
(коснитесь сердца ладонью)

(4) ह्रीं शक्तये नमः गुह्ये  хрӣм̣ ш́актайэ намах̣ гухйэ
(коснитесь гениталий соединёнными безымянным и средним пальцами)

(5) श्रीं बीजाय नमः पादयोः  ш́рӣм̣ бӣджа̄йа намах̣ па̄дайох̣
(коснитесь стоп соединёнными безымянным и средним пальцами)

Шаданга ньяса

[прим. англ. переводчика "Это сложная и изощрённая ньяса]

Ведийская мантра внутри этой мантры должна быть разделена на слоги 3, 4, 8, 9, 5 и 3. Девять начальных слогов настоящей мантры должны быть добавлены перед началом указанных секций ведийской мантры для целей шаданга ньясы вместе со следующими фразами, как указано ниже:

(a) ॐ हौं ॐ जूं सः भूर्भुवः स्वाः त्र्यम्बकं ॐ नमो भगवते रुद्राय शूलपाणये स्वाहा
ом̣ хаум̣ ом̣ джӯм̣ сах̣ бхӯрбхувах̣ сва̄х̣ трйамбакам̣ ом̣ намо бхагаватэ рудра̄йа ш́ӯлапа̄н̣айэ сва̄ха̄ (коснитесь сердца ладонью - хрди)

(б) ॐ हौं ॐ जूं सः भूर्भुवः स्वाः यजामहे ॐ नमो भगवते रुद्राय अमृतमूर्जये मां जीवय स्वाहा
ом̣ хаум̣ ом̣ джӯм̣ сах̣ бхӯрбхувах̣ сва̄х̣ йаджа̄махэ ом̣ намо бхагаватэ рудра̄йа амр̣тамӯрджайэ ма̄м̣ джӣвайа сва̄ха̄
(коснитесь макушки соединёнными безымянным и средним пальцами - ширасе)

(в) ॐ हौं ॐ जूं सः भूर्भुवः स्वाः सुगन्धिम् पुष्टिवर्धनम् ॐ नमो भगवते रुद्राय चन्द्र शिरसे जटिने स्वाहा ом̣ хаум̣ ом̣ джӯм̣ сах̣ бхӯрбхувах̣ сва̄х̣ сугандхим пушт̣ивардханам ом̣ намо бхагаватэ рудра̄йа чандра ш́ирасэ джат̣инэ сва̄ха̄ (коснитесь шикхи на затылке большим пальцем - вашат)

(г) ॐ हौं ॐ जूं सः भूर्भुवः स्वाः उर्वारुकमिव बन्धनान् ॐ नमो भगवते रुद्राय त्रिपुरान्तकाय हां हीं
ом̣ хаум̣ ом̣ джӯм̣ сах̣ бхӯрбхувах̣ сва̄х̣ урва̄рукамива бандхана̄н ом̣ намо бхагаватэ рудра̄йа трипура̄нтака̄йа ха̄м̣ хӣм̣
(обведите скрещенными руками вокруг тела от шеи вниз - кавача)

(д) ॐ हौं ॐ जूं सः भूर्भुवः स्वाः मृत्योर् मुक्षीय ॐ नमो भगवते रुद्राय त्रिलोचनाय ऋग्यजुः साम मन्त्राय
ом̣ хаум̣ ом̣ джӯм̣ сах̣ бхӯрбхувах̣ сва̄х̣ мр̣тйор мукшӣйа ом̣ намо бхагаватэ рудра̄йа трилочана̄йа р̣гйаджух̣ са̄ма мантра̄йа
(коснитесь трех глаз указательным, средним и безымянным пальцами — вашат)

(е) ॐ हौं ॐ जूं सः भूर्भुवः स्वाः मामृतात् ॐ नमो भगवते रुद्राय अग्नि त्रयाय ज्वल ज्वल माम् रक्ष रक्ष ॐ अघोरास्त्राय फट्
ом̣ хаум̣ ом̣ джӯм̣ сах̣ бхӯрбхувах̣ сва̄х̣ ма̄мр̣та̄т ом̣ намо бхагаватэ рудра̄йа агни трайа̄йа джвала джвала ма̄м ракша ракша ом̣ агхора̄стра̄йа пхат̣
(выполните мудру для астра биджи)

(१३-१५) Варна ньяса

[это тоже сложная ритуальная процедура, но поддающаяся исполнению после изучения] в ३२х части тела устанавливается ३२ ньясы। каждый из ३२х слогов ведийской мантры [предваряется девятисложной мантрой и] дополняется анусварой "м̣" и выражением поклонения "намах̣"। последовательность ньяс:

  • (१) ॐ हौं ॐ जूं सः भूर्भुवः स्वाः त्र्यं नमः
    ом̣ хаум̣ ом̣ джӯм̣ сах̣ бхӯрбхувах̣ сва̄х̣ трйам̣ намах̣ - восточная сторона лица
  • (२) "" बं (бам̣) "" - западная
  • (३) "" कं (кам̣) ""- южная
  • (४) "" यं (йам̣) ""- северная
  • (५) "" जां (джа̄м̣) "" - грудь
  • (६) "" मं (мам̣) "" - шея
  • (७) "" हें (хэм̣) "" - рот
  • (८) "" सुं (сум̣) "" - пупок
  • (९) "" गं (гам̣) "" - сердце
  • (१०) "" धिं (дхим̣) "" - спина
  • (११) "" पुं (пум̣) "" - живот
  • (१२) "" ष्टिं (шт̣им̣) "" - пенис
  • (१३) "" वं (вам̣) "" - анус
  • (१४) "" र्धं (рдхам̣) "" - основание правого бедра
  • (१५) "" नं (нам̣) "" - основание левого бедра
  • (१६) "" उं (ум̣) "" - середина правого бедра
  • (१७) "" र्वां (рва̄м̣) "" - середина левого бедра
  • (१८) "" रुं (рум̣) "" - правое колено
  • (१९) "" कं (кам̣) "" - левое колено
  • (२०) "" मिं (мим̣) "" - вокруг правого колена
  • (२१) "" वं (вам̣) "" - вокруг левого колена
  • (२२) "" बं (бам̣) "" - правый сосок
  • (२३) "" धं (дхам̣) "" - левый сосок
  • (२४) "" नां (на̄м̣) "" - правая сторона тела
  • (२५) "" मृं (мр̣м̣) "" - левая сторона тела
  • (२६) "" त्यों (тйом̣) "" - правая ступня
  • (२७) "" मुं (мум̣) "" - левая ступня
  • (२८) "" क्षीं (кшӣм̣) "" - правая рука
  • (२९) "" यं (йам̣) "" - левая рука
  • (३०) "" मां (ма̄м̣) "" - правая ноздря
  • (३१) "" मृं (мр̣м̣) "" - левая ноздря
  • (३२) "" तां (та̄м̣) "" - голова

(१६-१८) Паданьяса

Ведийская мантра разделяется на составляющие её ११ слов। ньясы для этих ११ слов относятся к голове, бровям, глазам, рту, щекам, сердцу, животу, пенису, бедрам, коленям и ступням। мантра разделяется на слоги 3, 4, 3, 5, 4, 2, 3, 2, 3, 1, 3 (избыток на 1 слог из-за разделения маа+амртаат). Получается следующая ньяса:

  • त्र्यम्बकम् трйамбакам - голова
  • यजामहे йаджа̄махэ - брови
  • सुगन्धिम् сугандхим - глаза
  • पुष्टिवर्धनम् пушт̣ивардханам- рот
  • उर्वारुकम् урва̄рукам - щеки
  • इव ива - сердце
  • बन्धनान् бандхана̄н - живот
  • मृत्योः мр̣тйох̣ - пенис
  • मुक्षीय мукшӣйа - бедра
  • मा ма̄ - колени
  • अमृतात् амр̣та̄т - ступни

после выполнения всех ньяс садхака созерцает треокого Господа с корневой мантрой

१९ - Дхьяна шлока

Поклоняюсь треокому Мртьюнджае сопровождаемому богиней Гириджей। две его руки удерживают сосуды с водой на колене। пара рук над ними удерживает два других сосуда с водой, откуда вода разбрызгивается над его головой еще одной парой рук। он восседает на лотосе। его тело омывается нектаром истекающим из месяца на его голове।

२०-२२ затем садхака даёт божеству пять мудр - мушти, саранга, шакти, линга и панчамукха। после этого он повторяет мантру १०० ००० раз, выполняет १० ००० приношений в хоме, используя смесь десяти предметов для ахути — плоды билвы, семена сезама, простоквашу, гхи, молоко, творог, траву дурву, ветви баньяна, палаша и кхадика обмакнутые в мёд или сладкий сироп. После этого садхака поклоняется Шиве на алтаре Шивы с девятью шакти.

23-24. Девять Шакти подножия алтаря Шивы это Вама, Джьештха, Раудри, Кали, Калавикарини, Балавикарини, Балапраматхани, Сарвабхутадамани и Манонмани.

25-26. Это мантра подножия алтаря: ॐ नमो भगवते सकलगुणात्म शक्ति युक्ताय अनन्ताय योगपीठात्मने नमः

затем садхака предлагает подножию приношение цветов с этой мантрой। далее он созерцает изображение с мула-мантрой।

२७ После завершения всех упалар (дополнительных предложений и почитания), начиная с падьи (предложения воды для омывания стоп) и завершая предложением цветов, садхака начинает поклонение аваране.

На наружной стороне цветка он поклоняется Ишане на северо-востоке с мантрой "ишанах сарвавидьянам..."

28. В четвертях он поклоняется Татпуруше, Агхоре, Вамадеве и Садъйоджате с их ведийскими мантрами (см. шлоки 63-65).

29 - 38. Около Ишаны и других, совершается поклонение пяти Калам. Это Нивритти, Пратиштха, Видья, Шанти и Щаньятита. Затем садхака совершает шаданга пуджу.

В третьей аваране совершается поклонение восьми мурти по-порядку. Это Солнце, Луна, Земля, Вода, Огонь, Ветер, Небесная Твердь (Акаша) и совершающий жертвоприношение священник.

В четвертой аваране совершается поклонение шакти чистого белого сияния, вот они: Рама, Рака, Прабха, Джьотсна, Пурна, Уша, Пурани и Судха.

В пятой аваране совершается поклонение темным шакти, вот они: Вишва, Вандья, Асита, Прахва, Сара, Сандхья, Шива и Ниса.

В шестой аваране совершается поклонение восьми шакти розового сияния, вот они: Арья, Праджня, Прабха, Медха, Шанти, Канти, Дхрти и Мати.

В седьмой аваране совершается поклонение этим шакти золотого сияния: Дхара, Ума, Павани, Падма, Шанта, Амогха, Джая и Амала.

В восьмой аваране почитаются божества Ананта, Сукшма, Шивоттама, Эканетра, Экарудра, Тримурти, Шрикантха и Шикханди.

В девятой аваране на севере совершается поклонение Уме и Чандешваре, на западе — Нанди и Махакалу, на юге Ганеше и Вршабхе, на востоке — Бхрнгирити и Сканде.

В десятой аваране почтитаются Брахми и другие Матери, а также Индра и другие с их оружием.

Так мантра обретает превосходное воплощение.

Прим. перев.: Янтру для воплощения мантры и порядок ее рисования можно посмотреть в записи про махамритьюнджая янтру.

Я пользовался следующими изданиями МММ:

  1. Mantra Mahodadhi with Sanskrit commentary. Khemraj Publishers, 2004
  2. Mahidhara's Mantramahodadhi with Nauka commentary, Sri Garib Dass Oriental Series No. 12, Sri Satguru Publications, 1985
  3. Mantramahodadhi of Mahīdhara with own Sanskrit commentary "Nauka" and "Aritra" Hindi exposition by Dr. Sudhakar Malaviya, Chaukamba Sanskrit Pratishthan, Delhi, 1996

Я сердечно благодарен Свами Виджаянанду за науку, позволившую изучать этот ценный первоисточник, к.ф.н. М.Ю. Гасунсу за уроки санскрита, Шри Рагхунандане за уроки шикши, и Шри пандиту Аджиту Кришне Шастри за восполнение пробела в моих знаниях о прайоге махамритьюнджая янтры.

Подписаться на канал о янтрах и ритуалах в Telegram
24 июля, 2024
Техническая поддержка вашей ритуальной практики @indatext