Произношение анусвары - носового призвука зависит от последующего звука. Анусвара на письме обозначается просто точкой над согласным за которым идет этот призвук. Например, मं (мамм). Такой знак называется бинду. Неважно, следом идет новое слово или слог, правило одно и то же. "В нос" говорится гласный призвук, в то время как положение языка зависит от последующей согласной. Вы как бы готовитесь произнести следующую согласную, и произносите анусвару в нос.
Перед y य, r र, l ल и v व, или любой гласной, анусвара произносится почти как m म् , то есть назальный звук максимально близок к губному "м".
Перед взрывными звуками анусвара произносится как назальный звук конечный в ряду этих согласных звуков (посмотрите в таблице рядов согласных санскрита). То есть например перед k/kh/g/gh क ख ग घ анусвара будет произносится как носовой призвук с положением языка как при произнесении क , то есть как ङ. А перед c/ch/j/jh च छ ज झ будет произноситься как ञ и т.д.
перед श, ष и स анусвара произносится как ञ, ण и न соответственно.
Анусвара — произносится только в носу, не в ротовой полости.
Анусвара — назализация гласной. Это гласная, если следовать Атхарваведа пратищакхье (учении о произношении в Атхарваведе) и Сиддхантакаумуди.
Поэтому так и происходит с самим словом "санскрит", которое пишется как Saṁskrita, но анусвара ṁ стоит перед स, поэтому произносится как न. Поэтому пишется по-английски Sanskrit, а по-русски санскрит, то есть "как слышится".
А вот анунасика - это назализованный долгий гласный, огласовывающий согласный за которым следует. На письме обозначается точкой над полумесяцем, стоящим над согласным после которого этот звук идет. Такой знак называется чандрабинду. "В нос" произносится _согласный_ звук. Анунасика - назализирует согласный.
Анунасика и анусвара — разные назальные звуки.
Анунасика часто встречается в мантрах и в ведийских текстах.
Поскольку на письме их часто не различают, невозможно изучать мантры руководствуясь только письменным источником набранным шрифтом, где например не учитывалась чандрабинду. Таково большинство современных книг и программ компьютерного ввода.
मुखनासिकावचनोऽनिनासिकः (पा.सू.1-1-08).मुख-नासिका-आवचनः = मुखनासिकावचनः सः अनुनासिकः | Это сутра Панини об анунасике. Звук производится и в полости рта и слегка в носовой полости.
Во вьякаране анунасики ङ्, ञ्, ण्, न्, म् (ṅ, ñ, ṇ, n, m) называются रङ्गवर्ण - рангаварна, это означает что длительность их произношения — три матры।
Итого. Если на письме ह्रीं и это мантра, то скорее всего перед нами на самом деле ह्रीँ c чандрабинду. И конечная m̐ произносится как анунасика, то есть губы сомкнуты, звук "м" в губах внутри ротовой полости и легкое носовое призвучивание. Это духкхахарана биджа, удаляющая несчастье.
Но. Если гуру дает отдельно ह्रीं и произносит конечную как "нг", то есть как конечный звук "ка"-ряда, то надо делать как говорит гуру. Это — другая биджа. И ее произношение как анусвары даст другой результат.
В разнообразии индийских акцентов эта разница очень трудноуловима для иностранца. Да и для самих индийцев — тоже. Наиболее чисто произношение анунасики сохраняется у малаяли. Северяне "н"-кают. Зная грамматическое правило — можно уточнить у гуру какой звук имеется ввиду. Если гуру не может это пояснить, просто повторяйте за ним и попросите его произнести звук несколько раз, сославшись на свою тугоухость. Это нормально.
Место в носу где произносятся назальные называется nāsikāsthāna (नासिकास्थान) - насикастхана.
ॐ пишется с чандрабинду, в нем — анунасика.
Эти звуки чрезвычайно важны в мантрах.
Я сердечно благодарен Свами Виджаянанду за объяснение разных ह्रीं.
А также Габи Хьемстре за энциклопедическую сводку на wisdomlib.
При подготовке этого материала я использовал статью Джорджа Кардоны "Развитие назальных звуков в раннем индо-арийском: анунасика и анусвара".