Ответ на вопрос "что такое садхана" современные искатели истины ищут впервые не у своего гуру. Они задают этот вопрос в Google, или в случае импортозамещения — Яндексу, а особо продвинутые йогины — Алисе. Нельзя сказать, чтобы такой подход к поиску знаний был предосудительным. Куда деваться современному человеку? Не в монастырь же в самом-то деле? Хотя за садханой в старину отправлялись именно туда.
Полный решимости разобраться в содержании мутного древнего понятия, российский йогин наткнется скорее всего на три определения. Москвич одной из первых увидит статью Алексея Меркулова, помещающего определение садханы в раздел "фитнес".
«Садхана» в переводе с санскрита означает «регулярная практика». Это центральный элемент в традиции кундалини-йоги. Благодаря практике садханы в ранний предрассветный час контроль подсознательного ослабевает, и у человека появляется шанс освободиться от узлов бесконечных действий и противодействий, майи или колеса сансары. Результат систематичной садханы — жизнь в свете осознанности."
Алексей Меркулов
Если же наш искатель истины прокрутит несколько дальше, возможно он увидит ссылку на буддийское определение. Например, мнение А. Берзина с позиций буддизма, как он его понимает.
"... наша практика называется садханой. «Садхана» означает «метод актуализации», то есть мы стремимся актуально, на самом деле, подлинно достичь этого состояния, «породить» себя в виде будды, то есть стать буддой. И у каждого медитативного образа будды много садхан – не только одна."
А. Берзин
Кто из этих двоих лучше понимает санскрит? Несомненно, это Александр Берзин. Всё же личный переводчик Далай Ламы, это ведь свидетельствует о языкознании. Берзин — автор английских переводов многих трактатов по буддизму ваджраяны с тибетского и знаком с санскритом не понаслышке. Алексей Меркулов же ничем таким пока не отличился. Обращу еще раз внимание на то, что адепт "кундалини-йоги" разлива американского "йоги Бхаджана", авторитетно размещается Яндексом в более высокую позицию по отношению к ваджраяне, и помещает определение садханы в раздел "фитнес". Российский физкультурник предлагает "практиковать садхану", что для санскритскоязычного звучит столь же интересно, как русскому услышать призыв маслить масло.
Если продолжительность внимания на задаче сформирована достаточно для того чтобы кликнуть и на третью ссылку — перед столь внимательным йогином развернется третье определение, из недружественной википедии, или же четвертое — из импортозамещающей большой российской энциклопедии.
Са́дхана (IAST: Sādhanā, IAST: साधना) — санскритский термин, которым в индуизме и буддизме называют духовную практику[1] и который также можно перевести как «средство для достижения чего-то»[2].
Человека, посвятившего себя практике садханы, называют термином садхака (мужчину) или садхика (женщину). Этот термин близок по значению с такими словами как «йог» или «йогин» («йогини»).
(1) Flood, Gavin. An Introduction to Hinduism. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. pp. 92, 156, 160, 167.
(2) Apte V. S.[исп.] A Practical Sanskrit Dictionary. p. 979.
Заметим, что оба научных авторитета, как Г. Флад, так и В. Апте — санскрит знали.
В российскую энкциклопедию энциклопедически выразился А.М. Дубянский, не ссылаясь ни на какие авторитеты:
"Са́дхана (санскр. साधना – устремлённость к цели, достижение), в индийских религиях духовная или телесная практика, система приёмов, упражнений, норм поведения, с помощью которых адепт (садхака) может достичь высших целей: соединения с Богом, освобождения от телесных уз, слияния с Абсолютом, очищения. Садхана принимает разные формы, среди них – совершение жертвоприношений, медитация, чтение мантр, аскеза, самоистязание, занятия йогой. В йоге садхана предполагает достижение духовного перерождения адепта путём специальной тренировки его тела, дыхания, психики." — это определение помечено тегами "Религия в Южной Азии" и "Религиозные и магические практики".
А.М. Дубянский
А.М. Дубянский владел тамильским и о культуре Индии знал исключительно много, он один из авторов словаря «Индуизм. Джайнизм. Сикхизм». Для российского читателя это очень авторитетная фигура. В лучших традициях советского востоковедения, Александр Михайлович смог дать энциклопедическое определение садханы в форме краткой словарной статьи, строго следуя традициям своей школы. Но интернет-йогину оно не поможет практически. В лучшем случае тому станет более понятно, что садхана всё же чем-то отличается от кундалини-фитнеса по развязыванию узлов сансары.
Здесь наш искатель истины придёт в некоторое замешательство, поскольку диапазон от фитнеса до способа достижения состояния будды весьма широк, и найти в нём конкретное содержание при таком широком размахе определения непросто. Тем более, что речь идет о духовном.
Давайте ему поможем. Добавлю неясности. Я разъясню содержание термина "садхана" с позиции шактистской тантры, в которой начал немного разбираться под руководством Свами Виджаянанда. Шактистская тантра отличается тем, что в ней не ценится умозрение. Зато ценится практическое действие. С такой практической точки зрения, садхана начинается лишь когда сформировано намерение её совершить. Это делается совершением ритуала санкальпы — утверждения намерения и его декларации перед избранным божеством. В ритуале санкальпы садхака или садхика называет перед божеством себя в системе координат рода, времени и места и торжественно клянётся совершить действие, обычно джапу мантры божества, в заданных временных рамках и в заявленном объеме, невзирая ни на какие препятствия. Называется цель, это может быть: исполнение желания, исполнение одной из масштабных жизненных задач — пурушартх (дхарма, артха, кама, мокша), удовлетворение избранного божества, взыскание даршана — непосредственного созерцания избранного божества, и наконец — потому что так предписал гуру. Шактистской садханы не бывает без утверждения намерения к достижению цели в конкретные сроки.
Каково же теоретическое содержание термина "садхана" в практическом исповедании? Обратимся к замечательному труду Деба Брата сен Шармы - "Философия садханы". В предисловии к этой книге Поль Мюллер-Ортега проговаривается:
"Садхана представляет собой тантрическое горнило изменения сознания. Она зачинается как захватывающий поход возвращения, механизм посредством которого Шива раскупоривает себя в космической игре само-затенения. Универсальное действующее лицо освобождает себя от ограничений и сжатия...".
П. Мюллер-Ортега
Понятнее не стало, хотя П. Мюллер-Ортега явно что-то знает.
Сам Деба Брата излагает содержание термина с позиций философии трики, одного из практических исповеданий, известного в России как "кашмирский шиваизм". В собственном предисловии автор извиняется за то что пользуется санскритскими терминами и поясняет, что английские могут лишь обладать поясняющей ценностью. То есть, в английском языке нет равнозначного "садхане" термина. Ортега-Мюллер предупредил нас, что садхана это не совсем то что делает садхака. Это то что делает Шива.
В глоссарии к книге садхана объясняется короче чем у А.М. Дубянского. Это "духовная практика". Но не в том значении что ее предпринимает индивидуум, воображая себе некую духовность как "всё хорошее". Практику предпринимает дух. Индивидуальное существо осознаёт это не сразу. В трике выделяется три различных пути садханы, но все они ведут к одному результату — шиватве. Поэтому вопрос так не стоит, какой способ выше или ниже. Различие лишь в режиме садханы — интенсивности и количестве усилий садхаки для реализации окончательной цели.
Так что садхана — это сознательное усилие по преодолению невежества относительно собственной природы.
Внешний ритуал не является садханой. Хотя может некоторым помочь понять то, чем садхана является. Внешний ритуал это пуджа. Садхана же совершается с помощью мантры как средства остановки рекурсивного мышления, и предъявления сознанию его собственной природы. Это не внешнее упражнение, и не внутренняя "визуализация". Не ожидали?
Дело это непростое, поэтому садхане предшествует шама — осуществление контроля над внутренними чувствами, дама — контроль над внешними чувствами, титикша — терпение и стойкость, йама — наружный контроль, нияма — внутренний самоконтроль, асана и другие "органы" йогической практики, которые развиваются не по-отдельности, а растут подобно органам у ребенка по мере взросления.
Здесь нетерпеливый читатель мог бы взвыть, когда ж про значение слова "садхана"-то будет? Но нетерпеливые отсеялись уже на фитнесе. Поэтому поздравляю, вы дочитали. Само слово "сāдхана" — साधन это то что приводит к цели - "сāдхья" साध्य. Это мы найдем у вайшнавов в Арчана-дипике, и в Бхаджана рахасье.
Этимологически साधन является тем что साधक делает как कारक. Простите мой санскрит. Но вот в Махабхашье Патанджали вы найдете определение साधनं च क्रियायाः। क्रियाभावात्साधनाभावः.
В практическом тантризме как он изложен Нагарджуной в Какшапута тантре, садхана это магическое действие по добыванию материальных благ, некоторые из которых выглядят для современного человека жутковато. Например, такая садхана как мртасандживана — воскрешение из мёртвых.
Сваччхандатантра (стих 4.79b-81b.) поясняет садхану как возвышение в мантре.
Аюрведа вкладывает в этот термин то же значение, которое греки вкладывают в термин "терапия". Не верите? См. стих 4.23 Аштангахридайясамхиты Вагбхаты и переведите уже денег В. Дружинину, который перевел этот фундаментальный труд на русский язык.
Неоведанта понимает садхану как семичастный метод поклонения (садхана-саптака), состоящий из различения (вивека), мысленного отключения (вимока), практики (абхьяса). действия (крийя), достоинств (кальяна), радостности (анавасада) и "не-ликования", отсутствия экзальтации (ануддхарша). Под поклонением понимается такой метод как бхакти, и он подробно разъяснен в трудах Шри Рамануджи.
Старый добрый "шактизм" понимает садхану как духовные средства для достижения цели под руководством знающего человека. А шайвы понимают это как метод самореализации, только не вашего "я", а Шивы.
В такой поздней системе практики как хатха-йога, садхана понимается прежде всего как пранаяма.
И наконец, в спортивном смысле, но не в смысле фитнеса, садхана это способ добывания ингредиентов для жертвоприношения. Об этом подробно рассказано в таком сочинении как Шьяиника шастра, за авторством раджи Рудрадевы, это примерно 13-й век. Раджа делится сокровенными в этом смысле знаниями по методам охоты на диких животных, извлечения из них мяса, шкуры и рогов и других полезных для жертвоприношений предметов, а также излагает методы соколиной охоты. Все это нужно для достижения в триварга-садхане (дхарма+артха+кама), и основным препятствием здесь является несварение желудка, а не невежество.
Но и это ещё не всё. Ответ на вопрос "что такое садхана" дают и панчаратрики. В Агастья-самхите в главе 21 вы его найдете. Садхана это элемент трёхчастной практики. В ней делающий (картā) делает (kṛṭi) используя материалы и методы (sādhana). Например йогин делает ежедневные упражнения (нитья) и упражнения в особые дни (наимиттика), и тогда когда ему тупо нужно (камья) и вот этим достигается отречение (вайрагья) и он продвигается к освобождению (мокша). Так этот саньясин в отрешенности понимает Брахмана и становится единым с Брахманом.
В Джаякхасамхите же, это массивный агамический текст панчаратра тантры, садхана понимается прежде всего как употребление мантр. Вот там искренний ищущий найдет очень много о мантрах, джапе, дхьяне, мудрах и ньясах. В России панчаратрики есть в Петербурге (тсс...).
По-тибетски, в ваджраяне, садхана называется སྒྲུབ་ཐབས་ - sgrub thabs. Буквально это означает "средства достижения", под которым понимается тантрическая медитация по осознанию садхакой божеством находящимся в центре мандалы. Это не единственный метод. Садхана лишь третий из них, описание приведено в Гухьясамаджатантре в главе 18.
Джайны понимают садхану как духовное упражнение, по Упасака Даше, для отвержения греховной активности. Само слово понимается как "причина" и "средство". Хочешь освободиться от грехов — садхана.
В языке пали "садхана" имеет несколько значений, одно из которых это освобождение от долгов, а в качестве прилагательного означает "богатый". Это сохранилось в языке маратхи, где "садхана" это тот у которого есть богатство и собственность. В санскрите это слов имеет около сорока значений в зависимости от контекста, но вы уже поняли о чем идет речь.
"Не собирайте себѣ сокровищь на землѣ, гдѣ моль и ржа истребляетъ, и гдѣ воры подкопываютъ и крадутъ;"
Евангелие от Матфея 6:19 — Мф 6:19:
Успешной вам садханы.
Я сердечно благодарен Свами Виджаянанду за объяснение садханы.
А также Габи Хьемстре за энциклопедическую сводку на wisdomlib.