О троичности в тантрах

Из раздела:

Мир создаётся речью. На этом стояла древняя ведийская религия, на этом же стоят три наиболее известные тантрические учения — Мантрамарга, известная русскому читателю как "шайвизм", Мантра крама, известная русскому читателю как "шривидья" и панчаратра, практически неизвестная русскому читателю. Последнее очень удивительно, поскольку это и есть древний настоящий "вишнуизм". Кстати именно у панчаратриков вы найдете "Лакшми тантру", к которой есть замечательный комментарий Санъюкты Гупты.

Наиболее широко представленное в самой Индии вероучение шактизма, в виде бесчисленных шакти сампрадай, стоит на том же, стоит только копнуть на полштыка в любой из них, от суровых семейных культов древнего происхождения на Севере до эклектических исповеданий в Керале на юге.

Все без исключения тантрические учения передают мантра шастру, и утверждают исток мира в священной речи — Ваач.

Мантры не относятся к обыденной речи. Это божественные формы, порожденные Великой Матерью речи — тройственной богиней, телом которой является священный алфавит.

В матрикашастре Абхинавагупты (10 век н.э.), одного из самых авторитетных учителей недуальной шайвистской тантры кашмирского происхождения, детально разработана философия языка. В этом мировоззрении фонемы составляющие мантры являются выражениями фундаментальных космогонических сил составляющих реальность. За деталями вы можете обратиться к тридцатой главе Тантралоки Абхинавагупты.

Фонемам присущи таттвы, элементы тантрической "таблицы Менделеева". Система таттв выражает закон по которому строится реальность. Благодаря связям фонем с таттвами мантры обладают метафизическим смыслом, и способны задавать изменения в воспринимаемой обычным человеком иллюзорной реальности. Поскольку обычному человеку недоступен уровень священной речи, причины происходящего с ним от него скрыты его собственным невежеством.

Исходным слогом священной речи является тройственный слог, который называется пранава. Русским читателям он известен как ОМ. Но это не расхожее приветствие. Здороваться на санскрите лучше не "ОМ!", а भोः (бхоох!), भो भो или уж тогда हरिः ॐ ! (если непременно нужен ОМ), но сгодится и обычное повседневное नमस्ते (намасте). Пранава как источник мироздания поминается уже в Чхандогъя упанишаде (II.23.3), это очень древние представления о мироустройстве.

Почему пранава тройственна. Потому что состоит из фонем A, U и ṃ. А и У сливаются в О благодаря санскритскому правилу благозвучия — сандхи, а жизнь пранава приобретает благодаря анусваре — назальному звуку "ммм". В ведийских мировоззрениях — шакхах, обозначается как ṁ, или с чандрабинду - m̐. Анусвара — не согласный, а гласный звук, "свара" он исходит из носа и рта одновременно. Поэтому правильный ОМ с приоткрытым ртом, а не закрытым.

В мировоззрении недуальной тантры уровней речи выделяется тоже три. Эта эзотерическое мировоззрение было в чёткой форме выражено великим поэтом и мистиком, жившим в пятом веке нашей эры — Бхартрихари. Высшим уровнем речи является пашьянти, средним - мадхьяма, а низшим - ваикхари. При этом священная речь в тантре зарождается не в "верхней чакре", как можно было бы подумать, а наоборот, поднимается снизу вверх. Четвертым сокрытым уровнем, превосходящим пашьянти является паравач.

В относительно недавно записанной Йогакундали упанишаде отношение между этими различными уровнями речи излагается так: "Эта Речь всходит в Пара, даёт четыре листа в пашьянти, почку в мадхьяме и цветок в вайкхари".

Как Слово становится проявленным миром? В мировоззрении йогинов времён Патанджали, выраженном в философии санкхьи, троичная по природе Мать всех вещей проявляет себя в трех качественных модусах — гунах, саттве, раджасе и тамасе. Это три струны на вине Сарасвати. Три формы нерожденной преждесущей Деви являются как белая, красная и черная, Махасарасвати, Махалакшми, Махакали. О них же мы находим упоминание например в Лингапуране (16 глава).

Пракрити — не "грязь", как мы иногда встречаем в русских переводах, не "земля", а изначальная природа всех вещей, способная выражать себя троичным способом. Гуны - качественные характеристики, а не количественные. Подробнее об этом можно прочитать в комментарии к Йога-сутрам Патанджали написанном Харихаранандой Араньей.

Исходная женская триада порождает мужских богов, сочетаясь с ними как их шакти. Верховная мужская триада властвующая над миром тоже относится к области непроявленного, царству чистых качеств. В Линга пуране (17. 35-39) Пракрити прославляется как Гаятри, универсальная форма. Гаятри — источник всех поэтических размеров, которыми высказываются мантры.

Устройство мира
Рис. 1. Троичное (плюс один) мироустройство в мировоззрении панчаратры

Замечу, что для тантрического мировоззрения, сам процесс освоения этого самого мировоззрения не является усвоением и последующим распространением отвлеченных догматов. Напротив, это очень личный живой осмысленный процесс переживания более глубоких по отношению к обыденному сознанию уровней реальности под руководством просвещенного наставника - гуру с одной стороны, и воплощенной особым способом формы личного божества — с другой стороны. Подобное воплощение божества — янтра и заключенная в ней мантра.

Поэтому в шакта-сампрадаях совершенно не ценится философский дискурс, поскольку в нем нет практического смысла. Зато ценятся йогические свершения, и они имеют очень мало общего со способностью завязаться очередным узлом, как в нео-хатха-йоге.

В традиционных индийских мировоззрениях троичность пронизывает всё устройство Вселенной. Вед три плюс одна. Основных богов три плюс одна Богиня. В слоге ОМ три звука плюс сам звук ОМ. Этот принцип "плюс один" вместе с тройственностью всеобщей формы порождает все вещи, и выражает то самое "единство в многообразии", о котором многие так любят пофилософствовать, но мало кому удаётся это пережить.

А (акара) - अ — читшакти, и адьяварна — источник всех последующих за ней букв в алфавите. Одновременно А - превосходит весь остальной алфавит, и является "аварной". В слоге ОМ, А - это Шива. Продолженный звук ААА - आ — это А+А, союз Шивы и Шакти в состоянии абсолютного блаженства — ананды. Он называется ямала — нераздельное единство.

Следующей буквой алфавита является И, принцип иччхашакти. इ. За ней следует долгая ИИИ, И+И — Ишана. Это Воля Божья и порождаемый ей принцип суверенности и владычества. А за ней идет У — उ — принцип пробуждения, унмеша, кульминирующий в джнянашакти (Ам). И все первые шесть гласных от अ до ऊ сходятся в ऊ, содержащей подобно семени всё множество гласных.

Бинду в ОМ - это Шакти. Шакти порождает все тройственное многообразие, свершая буквально пранаву, порождая триаду иччхашакти, джнянашакти и крийяшакти. Те в свою очередь отражаются в триаде уровней речи пашьянти, мадхьяма и ваикхари. Одно порождает два, два плюс один порождают три, а три — порождает все вещи. Как это ни странно прозвучит, природа сознания определена в тантре как треугольная, и наш видимый мир это лишь сторона одного из таких треугольников.

Бинду в висарге даёт фонему Ах. Так рождается весь остальной мир. АхАм - единство принципов инволюции и эволюции и есть то слово, которым в санкрите обозначается чистое блаженное "Я".

Сила бинду звучит в трех струнах — гунах, саттве, раджасе и тамасе. Эта "треугольная сила" поддерживает всю вселенную и называется мулатриконашакти.

В заключение я хочу поблагодарить гуруджи Свами Виджаянанда, который показал мне что такое ямала. Моя сердечная благодарность шайва ачарье Стханешваре Тималсине, внятно показавшему мне каким именно образом алфавит является телом Деви. Я также благодарен А. Б. Образцову за его перевод книги Йадатора Суббарая Шармы, содержащий редкие и ценные сведения, и Олегу Ерченкову, который указал мне на существование такого перевода. А также Эрику Дорману, чьим обзором основных тантрических традиций я воспользовался.

Евгений Че.

P.S. с 15 июня я провожу очередной курс для желающих освоить ритуальную технику и практику написания настоящих янтр.

Подписаться на канал о янтрах и ритуалах в Telegram
19 мая, 2024
Техническая поддержка вашей ритуальной практики @indatext