असौ नासावंशस्तुहिनगिरिवंशध्वजपटि त्वदीयो नेदीयः फलतु फलमस्माकमुचितम् । वहत्यन्तर्मुक्ताः शिशिरकरनिश्वासगलितं समृद्ध्या यत्तासां बहिरपि च मुक्तामणिधरः ॥
asau nāsāvaṃśastuhinagirivaṃśadhvajapaṭi
tvadīyo nedīyaḥ phalatu phalamasmākamucitam
vahatyantarmuktāḥ śiśirakaraniśvāsagalitaṃ
samṛddhyā yattāsāṃ bahirapi ca muktāmaṇidharaḥ
асау на̄са̄вам̣ш́астухинагиривам̣ш́адхваджапат̣и
твадӣйо нэдӣйах̣ пхалату пхаламасма̄камучитам
вахатйантармукта̄х̣ ш́иш́иракараниш́ва̄сагалитам̣
самр̣ддхйа̄ йатта̄са̄м̣ бахирапи ча мукта̄ман̣идхарах̣
"Ты пьешь своими ушами
словно из сложенных ладоней
без перерыва
мудрые слова богини Сарасвати
которые превосходят действие
волн нектара
Когда ты улыбаешься
в восхищении и хвале
твои серьги звенят
громко
словно эхом отражая
согласие"
Рецитация шлок Саундарья Лахари делается в соответствии с правилами поэтического размера щикхарини.
Если вы посвящены в Шри-видью, то для "сжигания" кармы прошлых жизней вы можете рецитировать 61-ю шлоку Саундарья Лахари. За одну пуджу шлока читается 11 раз, или 108 раз. Традиционно садхана для разрушения предыдущего нежелательного состояния и обретения нового делается 11 дней, а потом 11 раз по 11 дней и это завершает цикл перехода бхавы в новое качество. В процессе вы можете получить интересные плоды мантры, если ваша способность созрела в процессе рецитации. Для получения плода контроля ума эта шлока читается перед янтрой сделанной на золотой пластине, которая может носиться женщиной как украшение, 8 дней подряд, но за один раз шлока читается 12000 (двенадцать тысяч) раз (прим. перев.: это по Субраманья Шастри, скорее всего имеется ввиду 12000 раз за 8 дней, и это подтверждает Винагаятри, посвятившая изучению С.Л. не один год.). Садхана выполняется лицом на восход. Арчана делается с предложением цветов красного гибискуса, или другого красного цветка. В наиведью предлагается приготовленный рис с тростниковым сахаром и свежей мякотью кокосового ореха, смешанной с небольшим количеством гхи.
Комментарий Мани Рао: Вдох через левый поток, пингала нади, подвержен влиянию лунного света, отсюда прохлада. В голове три основных прохода потоков праны: правый - ида, левый - пингала и центральный - сушумна нади. (прим. перев.: Мани Рао или намеренно запутывает, или комментирует неверно. В теле направление потоков праны зеркально тому что в голове, правый в теле - пингала. У женщин — наоборот. Поэтому здесь дается отсылка на украшение в левой ноздре — у женщин, см. комментарий Субраманья Шастри к английскому переводу шлоки.)
4 пады из 17 слогов (по Апте у Тавастшерны) Но - не совсем. Это пять с хвостиком групп - ган, сгруппированных в свою очередь в шесть (число Расы) и одиннадцать (число Рудры). Они отмечаются паузой. Щикхарини - акшарачхандас, размер регулируемый акшарами. Теория этого чхандаса рассмотрена в Chandomañjarī.
ल ग ग ।य
ग ग ग , ।म
ल ल ल ।न
ल ल ग ।स
ग ल ल ।भ
ल ग. ।ल ग
६+११
६ - रसाः
११ - रुद्राः
мнемоника просодического размера щикхарини (или шикхарини)
रसै रुद्रैश्छिन्ना यमरसभला गः शिखरिणी
При подготовке этой статьи я пользовался изданиями Soundarya Lahari, pandit Sri Subramanya Shastri, Madras, 1937 и поэтическим переводом Мани Рао, 2022