Что такое Сурья намаскар на самом деле

Что же такое _на самом деле_ Сурья намаскар? 

“Комплекс”, который получил название "сурья намаскар" в русскоязычной среде, на самом деле состоит из восьми элементов, поэтому я буду пользоваться менее популярным, но более точным термином "поклон". И если я буду писать “восьмичастный ритуал поклонения Сурье”, то вы будете знать что это оно и есть. Поклонение в том же самом значении, что и в старообрядческом "комплексе" девяноста земных поклонов Богородице. 

Тут конечно знающие практики возмутятся — как это восьмичастный? Там ведь двенадцать упражнений. Элементов не двенадцать, дальше поймете почему, а восемь (первая и десятая - исходные положения) . Восемь составляют один намаскар. Делать таких поклонов нужно много и это не механические повторения. Это трудно уложить в сознании привыкшем мыслить иерархиями и соподчиненностями и по книжкам, а не целостностями и сопряжениями и танцуя, поэтому просто пока читайте дальше. 

Чем совершается собственно поклон-простирание? Каждый вовлекает в действие восемь частей тела: грудь, лоб, зрение, манас, речь, ступни, руки, колени. Поклоны выполняются на нескользящей строго горизонтальной поверхности и ни в коем случае не на голой земле. 

Для подготовки поверхности лучше всего установить постоянное место. В настоящей классической йоге, а не её американской физкультурной падчерице, для занятий используется не резиновый коврик, а чабутра — деревянный помост, либо выстланный ритуальной штукатуркой пол. 

Так и здесь, лучше всего сделать "постоянный коврик" и совершать поклоны только на нём. Но если не получается выложить постоянное место камнем и штукатуркой — заведите полотняный коврик примерно 215 на 80см для человека с ногой 42 размера. Длина идеального коврика определяется как семь длин вашей стопы плюс еще одна, а ширина в две длины стопы плюс еще одна. Упражнение выполняется либо с обнаженным телом, либо с минимумом одежды. 

Поклоны выполняются перед рассветом натощак после омовения тела, и вся процедура должна быть завершена до рассвета в направлении восхода Солнца.

Формула для запоминания сути восьмичастного поклонения Сурье звучит так: 

उरसा शिरसा दृष्ट्या मनसा वचसा तथा |
पद्भ्यां कराभ्यां जानुभ्यां प्रणामोऽष्टाङ्ग उच्यते || ||
हृदय मस्तक नेत्र मन वाणी चरण हस्त और घुटने से शरणागत होने को अष्टांग प्रणाम कहते हैं | 

urasā śirasā dṛṣṭyā manasā vacasā tathā |
padbhyāṃ karābhyāṃ jānubhyāṃ praṇāmo'ṣṭāṅga ucyate || ||

hṛdaya, mastaka, netra, mana, vāṇī , caraṇa, hasta aura ghuṭane se śaraṇāgata hone ko aṣṭāṃga praṇāma kahate haiṃ |

उरसा - грудью;
शिरसा - лбом;
दृष्ट्या - зрением;
मनसा - манасом;
वचसा - речью;
तथा - так-то;
पद्भ्यां - посредством двух ступней;
कराभ्यां - посредством двух рук;
जानुभ्यां - посредством двух коленей;
प्रणमोऽष्टाङ्ग - склоняя восемь частей тела ;

Эта шлока поётся в размере ануштубх для припоминания того, что мы собираемся делать. Её следует выучить. 

Откуда мы знаем про сурья-намаскар в том виде, в котором он встречается в “учебниках по йоге”. Начнём с того, что это кшатрийский семейный ритуал, ранее передававшийся в роду маратхского раджи Аундха, фамилия которых была Пант Пратинидхи. Ритуал в исходной форме категорически не предназначался для женщин (упс!). 

Надо пояснить, что женщинам нельзя было касаться земли животом и грудью при поклоне-простирании с мантрой (!), иначе ей грозило бесплодие. Женщинам предназначалась для простирания форма панчанга-пранам, а мужчинам — аштанга пранам. В поклонении Сурье это тоже учитывалось. 

Ритуал был в ходу примерно с 16 века и точное происхождение его сейчас не установить. Впервые был записан примерно в 19 веке. Потомок последнего раджи Аундха — Бхаванрао Шринивасарао Пант Пратинидхи написал книгу об этом ритуале. Книга была положительно воспринята Кришнамачарьей — тем самым Тирумалаи Кришнамачарьей из Майсорского дворца, что считается отцом современной хатха йоги, создателем “виньяса крама йоги”, но современникам он был гораздо более известен как целитель-аюрведист. Учениками Кришнамачарьи были Индра Деви, Айенгар и его сын Дезикачар и А. Мохан и еще один француз с которого пошла по Германии "аштанга йога". 

Кришнамачарья не считал “сурьянамаскар” йогой, но в его йогашале этот способ практиковался в соответствии с указаниями потомка рода Панта Пратинидхи. А уже в третьем поколении учеников Криншамачарьи этот древний способ полностью утратил своё эзотерическое содержание и был превращен в ЛФК, как и остальная хатха-йога, то есть выродился. 

В книге Бхаванарао в Сурья намаскар десять движений-позиций. Комплекс приписывался ему с 30-х годов как “авторский”, но сам “автор” этого никогда не говорил. Наоборот, он утверждал что это традиционный ритуал маратхов. А также честно писал, что получил его от отца, который непрерывно практиковал это поклонение в течение 55 лет. Комплекс действительно старинный, на это указывает тот факт, что практиковавшие его пели ведийские гимны посвященные Сурье. Бхаванарао передал, что древние риши - авторы этого ритуального поклонения благословили ритуал тем, что кто бы ни выполнял его — у того всегда будет хватать дыхания. То есть здесь есть намек на связь "живешь пока делаешь". 

Шри Йогендра, один из основателей “физкультурной йоги”, и ученик Парамахансы Мадхавадаса Джи, кстати тоже утверждал открыто, что не следует смешивать Сурья намаскар с физкультурной йогой и кто это делает — тот просто не знает что делает. 

В 60-е “сурья намаскар” окончательно выродился с подачи Вишнудевананды, отвергшего наставление своего гуру Свами Шивананды, и окончательно утвердившего “сурья намаскар” как “серию асан физкультурной йоги”. 

От всего этого с подачи американских супергуру остался только бессмысленный костяк, но я покажу вам где когда-то было мясо. 

Однако знайте, что Пант Пратинидхи говорил о дозировке этого поклонения. После освоения, дети от восьми до двенадцати и мальчики и девочки должны делать его каждый день от 25 до 50 раз, постепенно увеличивая количество (и вставая пораньше каждый раз), от 12 до 16 лет — 50-100 раз, взрослые - 300 раз (овладевшие хорошо делают с большой скоростью). Пожилые - сколько могут. Пожилыми считаются после 65 лет. Освоение с нуля до 25 раз за раз занимает два-три месяца, дальше дело идет на лад. То есть речь идет о выработке серьезной ежедневной привычки. Вместо кофе. Это кшатрийский ритуал, то есть его цель — воспитание тела и духа воина. 

Кто выучит шлоку, завёдёт правильный коврик и решит точно изучить способ восьмичастного поклонения Сурье — пишите мне на @indatext, или подписывайтесь прямо на отдельный канал Surya Namaskar в Telegram, я буду рассказывать дальше как было передано Пантом Пратинидхи в серии постов, где мантры будут только для участников группы и будут публиковаться на этом сайте в теге #сурьянамаскар в разделе Ритуал. Будет много мантр, пранаямы и диетических рекомендаций. Янтра тоже будет.

ЧАВО: Женщинам — можно, но нельзя при вынашивании и кормлении ребенка, а также в критические дни. Также нельзя касаться животом и грудью земли, то есть некоторые движения делаются не в полной мере как мужчинами. 

Если стало интересно и думаете что кому-то будет действительно полезно, расшаривайте пост в соцсетях. 

26 апреля, 2023
Техническая поддержка вашей ритуальной практики @indatext